Ольга Спицына

_MG_0142Спицына Ольга Николаевна — основатель, художественный руководитель и главный дирижер Хорового Театра Петербурга, создатель художественного направления «хоровой театр». *

Ольга Спицына родилась в Петербурге. Потомок видных деятелей русской истории и культуры: прадед, русский археолог А. А. Спицын, был учителем и наставником Н. К. Рериха. Работы А. А. Спицына представлены в Эрмитаже. Бабушка О. А. Спицына, искусствовед, автор многих искусствоведческих трудов, всю жизнь трудилась в Русском музее, в течение ряда лет была одним из его руководителей.

О. Спицына получила блестящее музыкальное образование по специальности «дирижер хора»: в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, класс Б. Г. Абальяна, в Ленинградской государственной консерватории, класс н. а. России профессора Е. П. Кудрявцевой. Стажировалась у виднейших мастеров хорового искусства: в Москве у н. а. СССР В. Н. Минина, в Париже у Эрика Эриксона, в Германии в Академии хоровых дирижеров.

Сразу по окончании консерватории, в июне 1986 г., О. Н. Спицына вызвалась возглавить камерный хор Гомельской филармонии, оставшийся в результате Чернобыльской аварии без руководителя.

Темпераментный и деятельный музыкант, Ольга Спицына с первых шагов в профессии стремилась создать свой собственный, неповторимый, высокопрофессиональный хоровой коллектив, в репертуаре и исполнительском стиле которого отразить уроки мастерства, полученные от признанных корифеев хорового искусства.

В 1990 г., будучи преподавателем хорового дирижирования в РГПУ им. Герцена, Ольга Спицына организовала камерный хор из своих студентов. Уже скоро художественные достижения коллектива и его руководителя получили заслуженное признание: в 1996 году, по ходатайству видных деятелей культуры, в том числе композитора Валерия Гаврилина и хорового дирижера Владимира Минина, хору был присвоен государственный статус (СПбГУ «Царскосельский камерный хор «Петербургские серенады»).

Художественные идеи Ольги Спицыной, её оригинальные проекты, ставшие концептуальным «ноу-хау» коллектива, получили высокую оценку и поддержку прославленных музыкантов.

Валерий Гаврилин: «Необходимо поддержать этот талантливый, ищущий и очень перспективный коллектив».

Владимир Минин: «Убежден, что благодаря таким музыкантам, которые в наше тяжелое время упорно продолжают развивать творческие традиции, наша российская музыкальная культура будет развиваться и далее».

Практически с момента своего образования коллектив начал развивать созданный О. Спицыной уникальный жанр — «хоровой театр», добившись колоссальных успехов. В то время как другие хоры в России только пробовали добавлять отдельные движения к пению, в Хоровом Театре Петербурга (сценическое название коллектива с 2008 года) были разработаны принципы работы в новом жанре, определены и воплощены в постановках широчайшие художественные возможности жанра.

Борис Евсеев: «Ольга Спицына как истинный профессионал, проводя свою линию развития хорового искусства, по сути, открыла новую и яркую страницу в российской музыкальной культуре».

Владимир Минин: «Я видел выступления этого коллектива и могу засвидетельствовать, что Ольгой Николаевной был избран очень трудный, но перспективный путь развития»

«Раритетом можно назвать целое на­правление, которое открыто было мно­го лет назад и успешно развивается по­ныне художественным руководителем этого удивительного коллектива Ольгой Спицыной» (газета правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник»)

Наряду с руководством и развитием своего коллектива О. Н. Спицына проводила мастер- классы в Финляндии: с хором Vaskivuori High School (Vantaa), для финских хормейстеров в регионе Seinäjoki; преподавала дирижирование на факультете музыки РГПУ имени А. И. Герцена. В 2013 году О.Н. была приглашена в Екатеринбург для проведения мастер-класса с муниципальным хором «Доместик» (http://kulturmultur.com/interview/item149768/).

В 2013 г О. Н. Спицына развернула свою деятельность в сфере хорового театра в область малых форм, создав ансамбль «Z-muz group», наследующий основополагающие художественные принципы хорового театра. Также, Ольга Николаевна обратилась к детскому творчеству, решив создать студию по подготовке артистов хорового театра. Это и естественно: каждый хочет возде­лывать свой сад.


* Творческая лаборатория О. Спицыной искала и создавала свой художественный путь сепаратно. Знакомство с Б. Певзнером (руководитель Московского хорового театра), Э. Маркиным (создатель Хорового театра во Владимире), Л. Лицовой (руководитель Театра хоровой музыки в Саратове) и творчеством их коллективов состоялось много позже — на фестивале «Зримая музыка», организованном О. Спицыной.